воскресенье, 19 декабря 2010 г.

Осознанность выбора

«Свобода- это не политическая идея, не философское понятие, не общественное движение. Свобода- это волшебное мгновение, измеряемое длительностью выбора между двумя словами: да и нет»
Октавио Пас
Свобода выбора.
Сразу хочу сделать оговорку, свобода и всемогущество- это разные для меня вещи. «Свобода делать всё, что захочу»- это всемогущество.
Я не могу остановить бег времени. Я знаю, что рано или поздно умру. Я знаю, что не умею летать, как птица, как бы мне этого ни хотелось. Просто у свободы моих желаний есть физические пределы .Есть ещё сотни, тысячи разных «не могу», но я не перестаю от этого быть свободной.
Свобода состоит в моей способности выбирать из существующих в реальности моей жизни вариантов.
Выбирать и нести ответственность за свой выбор
Осознанность моего выбора- это и есть для меня свобода. И ценность моего выбора в том, что я сознательно выбираю одно, хотя могла бы выбрать другое. Это не всегда просто- быть ответственным за свой выбор. Гораздо проще переложить ответственность на других. На родителей, на обстоятельства, на начальника, на партнёра, на погоду…
Нас не учили брать ответственность на себя. Многих из нас. Помните ситуацию из детства: бежишь, цепляешься за стол или стул, падаешь- рёв, слёзы. А мама говорит: «Ах, он этот стол нехороший, обидел нашего Петечку (Васечку, Ирочку..), давай его поругаем». Нет нашей вины, нет нашей ответственности. Я утрирую, но часто и во взрослой жизни многие поступают подобным образом- перекладывают ответственность на других за свою жизнь и за свой выбор. И тогда звучит: «Меня обидели»- вместо «Я обиделся».
Вся история моей жизни может обусловить мой выбор, но даже она не лишает меня возможности выбирать.
Как быть с чувствами? Они ведь просто случаются )))
Но то, как поступить со своими чувствами выбираю я. Как говорит мой супервизор Юрий Кравченко : «Даже если с Вами зло пошутили- у Вас всегда есть выбор: разозлиться или рассмеяться»
Выбор есть всегда. Мой собственный выбор. Да, он обусловлен нормами морали, культурой, воспитанием. Но это не ограничения, а те принципы, те критерии, согласно которым я делаю свой выбор между «Да» и «Нет».
И только я выбираю, потому, что именно это превращает меня в личность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий